Нам всем одна дорога... В госкорпорацию?

В течение двух последних недель Дальний Восток опять оказался в центре внимания. И тема «особого статуса» региона в очередной раз выплеснулась на экраны федеральных телеканалов и первые полосы общероссийских газет. Вот только, как выяснилось, конкретики здесь не много. И до сих пор не ясно, кто получит обещанные налоговые преференции и какими будут эти льготы? Вроде бы и какие-то проекты у нас разрабатываются (о дальневосточной госкорпорации, например), и стратегии развития территорий регулярно утверждаются. Но только за этим красивым фасадом не видно главного — интересов человека. Обычного такого человека, с его обычными человеческими нуждами и заботами. Между тем совершенно очевидно, что одной из основных бед территории как раз остается отток дальневосточников в европейскую часть страны. По официальным данным, за 20 лет один лишь Хабаровский край покинуло более 17% населения. А если в качестве примера приводить «живые» цифры, то только в прошлом году отсюда уехало свыше 13 тысяч человек. Впрочем, это далеко не полный перечень проблем Хабаровского края. Обо всем этом — в комментариях наших экспертов. 

«Не таким уж несправедливым выглядит распределение денег между центром и регионами»

Одна из проблем Дальнего Востока — это то, что многие крупные компании, действующие здесь, платят основные налоги по месту своей регистрации, чаще всего в Москве. Получается, что дальневосточники буквально «сидят» на несметных богатствах, но пользы им от этого не много...

 — Налоговый кодекс — вещь сложная. Предприятия платят налоги в Москву не потому, что им этого хочется, а потому что таково законодательство. Можно рассуждать хорошо оно или не очень, но так есть — где зарегистрировано предприятие, туда и идут налоги. На ближайшем заседании Госсовета РФ этот вопрос будет обсуждаться (данные на момент написания материала. — Ред.), будут приняты решения относительно налогообложения и распределения налогов для Дальнего Востока. Может быть, что-то изменится.

   Хочу напомнить, что законы о распределении налогов неоднократно менялись. Так, до 1998 года в федеральных бюджет отправлялось всего 30 процентов собираемых субъектом РФ налогов. Потом в 1998 году Евгений ПРИМАКОВ сделал 50 на 50. Сейчас действует следующая пропорция: 40 процентов остается в регионе, 60 процентов уходит в федеральный центр. Если будет, скажем, принято новое решение, допустим, 50 на 50, 

изменится ситуация и в территориях. Уменьшатся так называемые бюджетные «навесы». Это разница между доходами и обязательствами бюджетов. Для субъектов РФ этот «навес» зачастую отрицательный, для муниципалитетов почти повсеместно отрицательный.   Особенно тяжело положение районов, где нет активной экономической деятельности.

   Но здесь возможно регулирование на уровне субъекта Федерации. То есть каждый регион смотрит, считает и договаривается со своими муниципалитетами — сколько у них остается налогов, сколько идет в региональный бюджет, сколько из регионального бюджета идет в район. И если пропорция распределения налогов между регионами и федеральным центром изменится, то регион сможет больше помогать своим…

развернуть ↓

«Развивая Дальний Восток, мы определяем будущее всей России»

Известно, что одна из основные проблем Дальнего Востока — отток населения с территории. Что можно противопоставить этой тенденции?Известно, что одна из основные проблем Дальнего Востока — отток населения с территории. Что можно противопоставить этой тенденции? За комментариями мы обратились к депутату Государственной думы.

— Для того чтобы понять, что происходит сегодня, надо обратиться к недалекому прошлому. Когда я пришел в Думу в начале 2000-х, на всю программу Дальний Восток и Забайкалье выделялось всего 650 миллионов рублей. Это на 13 субъектов Федерации! Слезы. Потом мы добились выделения 900 миллионов рублей, и были счастливы, хотя не хватало даже до миллиарда. Сейчас общее финансирование программы развития ДФО до 2015 года обозначено в 3,3 триллиона рублей. Это треть бюджета страны.

   Сегодня огромный сектор целевых программ связан с закреплением населения в регионе. Много средств выделяется на развитие инфраструктуры, привлекаются инвестиции. Ведь как можно закрепить людей? Прежде всего создать им нормальные условия для жизни и работы. А для этого нужно особое отношение к Востоку России. Проявляться оно должно, в первую очередь, существенными налоговыми льготами.

   Мы подали в правительство целый блок предложений на эту тему. Чтобы привлечь инвестиции, предлагается освободить от налогов новые производства, которые приходят на Дальний Восток. И прежде всего предприятия глубокой комплексной переработки сырья. Чтобы была высокая добавленная стоимость, чтобы наши производства были конкурентоспособны. Это первое.

   Второе — жилье должно быть доступным, чтобы закреплять молодые кадры. У нас в Хабаровском крае давно осуществляется такая программа — молодежные жилищные комплексы. В год сдается две-две с половиной тысячи квартир. Это очень мало. Надо в разы увеличить число этих квартир. Сейчас мы можем дать возможность покупать жилье по 16–18 тысяч рублей за квадратный метр, потому что 30 процентов платит краевой бюджет, 10 — федеральный, потом льготы семьям, где есть дети... Надо распространить…

развернуть ↓

«Производственный сектор у нас на Дальнем Востоке планомерно сокращается»

О необходимости поддерживать предприятия малого и среднего бизнеса говорят на самом высоком уровне. Вот только особой конкретики здесь не наблюдается. Хотя вроде бы всевозможные профильные госпрограммы и в Хабаровском крае, и в населенных пунктах региона разрабатываются регулярно. Но вот работают ли они?

— Тут есть две стороны одной медали, ведь под определение «малый и средний бизнес» попадает довольно большое число участников рынка. Я бы предпочел говорить о производственном секторе, поскольку именно производство является основой экономики. По крайней мере, так должно быть. Сфера услуг, торговля и прочее — это всё-таки вторичные экономические формы. Так вот, производственный сегмент у нас не только не поддерживается, но и, по моему мнению, планомерно сокращается.  Ни о какой весомой поддержке тут и речи не идет. Например, как можно эффективно работать при существующих запредельных энерготарифах? Ведь любое производство — это энергозатратные мощности. А сегодняшняя стоимость ресурсов определенно губит местное производство. И когда мне говорят, что в России невозможно выстроить единую тарифную политику, я в это не верю. Всё можно, было бы желание. Вот есть такая частная иностранная компания «Филип Моррис». Производитель табачных изделий, как вы знаете. В России завод этого предприятия работает в Ломоносовском районе Ленинградской области. При этом стоимость пачки сигарет что в Санкт-Петербурге, что в Москве, что в Хабаровске, что на Камчатке абсолютно одинакова. А ведь «Филип Моррис» также работает в условиях реального рынка. Соответственно, менеджеры компании учитывают и транспортные расходы, и иные составляющие. Куда дешевле доставить партию сигарет — в Санкт-Петербург или в Хабаровск? Ответ очевиден. Но при этом управленцы «Филип Моррис» смогли выстроить единое экономическое пространство в рамках своего холдинга. И я уверен — то же самое можно сделать и с отечественной энергетикой. Если только соответствующими активами будут руководить не деятели госмонополий, а представители…

развернуть ↓

«От таможенных сборов наша территория не получает ни копейки»

В следующем году федеральные власти могут принять решение о расширении Советско-Гаванской портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). По крайней мере, соответствующие проекты сейчас активно обсуждаются. И тогда, частью ПОЭЗ станет и Ванинский район Хабаровского края. Тем более, что проблем у этого региона хватает.  

— Я очень рад, что федеральные власти нашей страны (и в первую очередь, президент РФ Владимир ПУТИН) озвучивают заинтересованность в системном, поступательном развитии Дальнего Востока. Это должно стать качественно новым экономическим и производственным импульсом для нашего региона.

   Однако на сегодняшний день мы постоянно сталкиваемся с проблемами, решить которые без вмешательства федерального центра и изменения нормативной базы просто невозможно. К примеру, многие финансово-промышленные группы, работающие в Дальневосточном федеральном округе зарегистрированы либо в Москве, либо в зарубежных оффшорах. Соответственно, львиную долю налогов они платят не у нас.

   И о какой-либо поддержке нашей экономики, в этом случае, можно говорить лишь опосредовано. Хотя мы, как представители муниципальной власти, выстраиваем диалог с такими ФПГ. Благодаря этому диалогу у нас и новые рабочие места создаются, и  строительство идет, и социальные проекты поддерживается. Может, не в таких объемах как хотелось бы, но подвижки есть. Однако все это — добрая воля участников рынка.

   А каких либо нормативных рычагов влияния у муниципалитетов просто нет. Нет у нас и возможности получать отчисления от деятельности многих производственных компаний. Вот вам конкретные цифры — общий объем таможенных сборов на экспортно-импортные операции на территории портового Ванинского района составляет 12 — 15 миллиардов рублей в год. Ни ни копейки из этих денег муниципальный бюджет не получает. Другой пример — портовые сборы с каждого судозахода колеблются в пределах 7 — 12 тысяч долларов.

   В год у нас осуществляется 2 — 3 тысячи судозаходов. Но и эти средства уходят в…

развернуть ↓

«Государство должно принять неотложные меры по развитию Крайнего Севера»

К большому сожалению, приходится констатировать, что в сегодняшних экономических условиях практически не осталось перспектив выживания самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему районах без поддержки государства. Причин этому много — это и постоянный рост транспортных и энерготарифов, бездорожье, и то, что государство переложило свои обязательства перед жителями северных территорий на предприятия... 

— На Севере проблем много. В числе прочего — рост транспортных и энерготарифов, которые резко удорожают все составляющие геологоразведочного процесса, бездорожье, отсутствие конкуренции среди поставщиков необходимых нам услуг. Особо надо говорить о том, что государство фактически переложило свои обязательства перед жителями северных территорий на плечи хозяйствующих субъектов. Например, можно сказать о таких статьях расходов, как оплата проезда в отпуск раз в два года (ст. 325 ТК РФ), дополнительный (льготный) отпуск 24 дня. А ведь сегодня, чтобы слетать в центральные районы России в отпуск из Батагая, где базируется Янгеология, требуется не менее 70–75 тысяч рублей. Эти затраты не компенсируются полностью при выполнении работ по государственным контрактам, и, следовательно, увеличиваются убытки предприятия. Это только один аспект, есть и множество других проблем. Как руководитель с большим стажем, я могу изложить свое видение их решения.

Прежде всего необходимо принять меры по государственной поддержке остатков той инфраструктуры, которая была создана в советское время, — аэропортов, речпортов, нефтебаз и тому подобное. Я говорю не об их развитии, а просто о мерах по сохранности их функций. То, что произошло с аэропортом в поселке Тикси — закрытие полосы из-за несогласованности действий военных и гражданских ведомств — не укладывается ни в какие рамки. Примеров множество. Я считаю, что для того, чтобы дать толчок развитию Севера, необходимо принять ряд мер на законодательном уровне.

   Надо создать территориальную зону для регионов Крайнего Севера с льготными условиями экономического развития. А именно: освободить вновь создающиеся и оставшиеся предприятия по освоению минерально-сырьевого комплекса…

развернуть ↓

«При современной федеральной власти глупо было бы надеяться на лучшее»

Стоит отметить — если еще год назад руководители дальневосточных промышленных компаний крайне редко позволяли себе резко критиковать высокопоставленных чиновников, то теперь все меняется. Вот каким образом обозначил свою позицию генеральный директор ОАО «Баджальский ЛПХ-2»

— Можно сколько угодно рассуждать о путях развития Дальнего Востока. Можно сочинить множество целевых программ. Но никаких позитивных сдвигов не будет ровно до тех пор, пока мы не остановим отток местного населения в европейскую часть страны и не обеспечим приток желающих жить и работать на нашей земле. Уже сейчас мы испытываем жесточайшую нехватку кадров для местных предприятий. Нам не хватает не только квалифицированных специалистов, но и обычных людей, просто способных, что называется, держать в руках лопату. При такой ситуации здесь скоро вообще не останется трудоспособного населения.

   Также я не понимаю, почему сейчас идут дебаты о создании особых преференциальных условий для крупных федеральных игроков рынка. На мой взгляд, в первую очередь поддержка должна оказываться местным предприятиям. Ведь руководители этих организаций создают здесь рабочие места, платят налоги в бюджеты всех уровней, поддерживают социальные проекты территории. Причем, благодаря только этим производственным структурам, работающим в тяжелейших экономических, климатических и транспортных условиях, наш регион еще хоть как-то живет и развивается. Хотя, по моему мнению при современной федеральной власти нам глупо было бы надеяться на лучшее.

   Вы посмотрите, что происходит в нашей информационной политике. Любое проявление гражданской активности кремлевскими журналистами преподносится, как нечто постыдное. Вышли люди выразить свой протест на Болотную или Сахарова? Все, они «наймиты госдепа». А ведь общественный протест — нормальное явление для любого цивилизованного государства. Без демократии, без конкурентной экономики говорить о развитии нашей страны (и Дальнего Востока в частности) невозможно. Все это звенья одной…

развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

Виктор СТАРКОВ:
— Лично мне до сих пор непонятно, почему крупные промышленные компании, осваивающие дальневосточный рынок, зачастую регистрируются за пределами Дальнего Востока. Это, по меньшей мере, несправедливо. Львиная доля налогов от деятельности всех предприятий должна оставаться там, где эти предприятия работают. И федеральная власть должна кардинально пересмотреть систему межбюджетных отношений… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru