Для того чтобы добраться по федеральной автодороге «Колыма» от Якутска до границы с Магаданской областью, необходимо не только проехать почти 1 тысячу 200 километров, но и пересечь две большие реки — Лену и Алдан. В тёплое время года для этого предназначены паромные переправы, зимой «к услугам» путешественников — переправа ледовая. Ну а поскольку мы отправились в путь летом, то поступили ещё проще: взяли билеты на теплоход и уже спустя час с небольшим были на другом от Якутска берегу — в посёлке Нижний Бестях. Там нас встречал главный инженер ООО «Дорожник» из Чурапчинского района Василий ЗАХАРОВ. Загружаем вещи в машину — и вперёд.
Но для начала расскажем о том, как функционируют основные федеральные трассы на территории Якутии. Здесь прослеживается интересная тенденция: за строительство, реконструкцию, ремонт и содержание двух дорог, «Колымы» и «Вилюя», отвечает одна организация — ФКУ «Упрдор «Вилюй» под руководством заслуженного строителя России Николая АНДРЕЕВА.
Кстати, в нынешней должности он находится вот уже более 13 лет и, конечно же, знает своё дело досконально. Более того, видит его в перспективе. Неслучайно в своих интервью Николай Иванович не раз отмечал: федеральные трассы для Якутии имеют, без преувеличения, стратегическое значение. Ведь без них немыслима реализация ни одного промышленного проекта на Севере.
Да о чём говорить? Немыслима сама жизнь во многих населённых пунктах, которые связывают между собой эти транспортные сообщения. Потому дорожные работы на «Вилюе» и «Колыме» ведутся весьма интенсивно. Даже на самых сложных участках, о чём мы ещё расскажем. Но безусловно одно: именно благодаря ФКУ «Упрдор «Вилюй» дороги на Севере содержатся в соответствии со всеми нормативными требованиями. Тем самым обеспечивается главное — безопасность движения. Но работы у коллектива компании впереди ещё очень много.
Итак, выезжаем из посёлка Нижний Бестях в сторону Чурапчи. Кстати, ещё одно небольшое, но важное отступление от темы. Именно Нижний Бестях является конечной станцией Амуро-Якутской магистрали. Именно отсюда должно начаться строительство новой железной дороги Якутск — Магадан. Как оно там будет дальше — неизвестно, однако уже сейчас преимущества железнодорожного сообщения видны невооруженным глазом. В Нижнем Бестяхе построен прекрасный вокзал, откуда поезда направляются во многие города Дальнего Востока. Плюс ко всему здесь функционирует крупный логистический центр, который в любой момент может нарастить свои мощности. А это и новые рабочие места, и дополнительные отчисления в бюджеты, и изменения облика посёлка. Тут реально кипит жизнь — выезжая за пределы Нижнего Бестяха, мы даже умудрились… попасть в автомобильную пробку. Большегрузные машины движутся здесь буквально с минутной регулярностью.
Но вот мы на трассе. Да, поначалу качество дороги «Колыма» оставляет желать лучшего. Кое-где машину сильно подбрасывает на ухабах. Только вот в этом случае наблюдается позитив — коль скоро есть такие неудобства, значит, здесь в настоящее время ведётся ремонт автотрассы. Значит, уже скоро «Колыма» будет приведена в порядок на всём её протяжении.
Впрочем, продолжается такая тряска недолго. Через некоторое время ситуация меняется, и мы оказываемся на асфальтированном участке. Представитель ООО «Дорожник» Василий ЗАХАРОВ не без гордости сообщает, что его предприятие содержит 100 километров «Колымы». Причём большая часть стокилометрового промежутка дороги заасфальтирована, и можно констатировать: свой участок ООО «Дорожник» обслуживает, без преувеличения, безупречно. Хотя это как раз не удивительно — в прошлом году предприятию исполнилось 70 лет. Так что эта отраслевая организация — ветеран отрасли. Во многом благодаря своему опыту компания выполняет качественно все профильные работы — от ремонта и реконструкции (когда есть) до содержания.
Пообедав в Чурапче у гостеприимных дорожников из «Дорожника», выдвигаемся дальше. Мы спешим: нам нужно засветло попасть на паром через реку Алдан, поэтому без остановок проезжаем райцентры Ытык-Кюёль (Таттинский улус) и Хандыга (Томпонский улус). На это уходит часов пять. Увы, передвигаться порой приходится медленно: начиная от Чурапчи об асфальте можно забыть — пыль от проезжающих машин стоит столбом. И вот здесь в очередной раз понимаешь, насколько нужна эта трасса российскому Северу, насколько необходимо приводить её в цивилизованное состояние. Впрочем, наличие на участках дорожной техники в очередной раз свидетельствует — этот момент не за горами.
И вот мы на берегу Алдана. Как нам говорят, паром должен подойти «вот-вот, может, через час или два». Ладно, идём ужинать в местное кафе. Там знакомимся с дорожниками из… Хабаровска. Оказывается, парни учредили небольшую фирму и занимаются нанесением разметки на трассе. Говорят, работы хватает. Вот что значит федеральный проект. Он как магнит притягивает производственные силы из многих регионов и в очередной раз свидетельствует об отраслевой интенсивности в сфере ответственности ФКУ «Упрдор «Вилюй».
Подходит паром, и мы загружаемся. Провожающий нас Василий Петрович с надеждой говорит: «Будем надеяться, в следующий раз «Колыму» не узнаете». Нет, мы не надеяться будем — мы в это реально верим.
Путь на пароме занимает опять-таки около полутора часов. Наконец, мы на другой стороне, где нас встречает машина предприятия ДЭП № 133 и везёт в Тёплый Ключ, который ещё называют посёлком дорожников. О нём хотелось бы сказать отдельно. Он маленький, этот Тёплый Ключ, но, на удивление, ухоженный, с хорошим асфальтом, с прекрасным уличным освещением. Сразу видно: дорожники — люди основательные, умеют и работать, и комфортно жить, что в полной мере относится и к коллективу ДЭП № 133. Эта организация, как и другие дорожно-эксплуатационные предприятия, была образована ещё в начале 1940-х годов, в составе знаменитого Дальстроя. И с тех пор выполняет полный комплекс профильных работ на «Колыме».
Переночевав в Тёплом Ключе, едем дальше. По дороге видим, как на двух участках ведутся важнейшие работы. Речь идёт о спрямлении участка с показательным названием Заячья петля и о расширении объекта в горах, который называется Нерский прижим. Необходимость в таких капитальных ремонтах назрела давно, и в настоящее время они выполняются под руководством ФКУ «Упрдор «Вилюй».
Между тем мы приблизились к границе с Оймяконским районом Якутии, где нас встречают представители ДЭП № 132. Именно это предприятие обслуживает большой участок «Колымы» (км 802 — км 1197) в Оймяконье. Причём, помимо сугубо дорожных работ, оно ведёт строительство, реконструкцию и ремонт высоковольтных линий электропередачи. Видимо, сказывается опыт генерального директора компании Геннадия УЛЬРИХА, который долгие годы отработал именно в энергетике.
И вот мы въезжаем в райцентр Усть-Нера. Там у нас было много работы, связанной с горнопромышленными структурами. Ведь Оймяконье — это не только знаменитый полюс холода, но и один из центров якутской золотодобычи.
Двигаемся дальше. Проезжаем посёлок Артык — и вот оно, село Делянкир. Можно сказать, самая граница с Магаданской областью. Словом, до свидания, Якутия! До новых встреч на трассе «Колыма»!
Александр Матвеев
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >